Гранд плие и деми плие в народном танце

Советы

Введение

Задачами экзерсиса первого года обучения являются изучение основ и формирование первоначальных профессиональных навыков, а так – же развитие суставно-связочного аппарата, выработка пластичности, силы мышц и натянутости ног. На первом году обучения упражнения экзерсиса исполняются в медленном темпе.

Прежде чем приступить к изучению упражнений у станка, необходимо объяснить учащимся правила постановки корпуса и положения рук и головы впнародно-сценическомпэкзерсисе. Demi- plie

Plie-приседать(сгибать), demi – половина, grand – большой(полный).

Движение развивает ахиллово сухожилие, коленные и голеностопные связки, эластичность и выворотность ног. Исполняется по всем выворотным и невывортным позициям(первый год преимущественно по выворотным).

В народно – сценическом экзерсисе исполняется как плавное demi- plie, так и отрывистое, резкое, с акцентом на подъёме.

Методические требования

Demi- plie начинают изучать стоя лицом к станку. Положение рук на станке остаётся таким же, как при изучении постановки корпуса..

При исполнении demi – и grand plie необходимо следить за подтянутостью мышц, ягодичные мышцы сильно втянуты, выворотность абсолютная (колени развёрнуты по направлению носков). Мышцы ног напряжены как при приседании, так и при подъёме( ощущение преодоления сопротивления).

Первоначально demi plie изучают с положением руки на талии, а затем можно добавить port de bras, что будет способствовать развитию координации, танцевальности, а так-же подчёркивать характер заданной комбинации.

Кроме demi – и grand plie в комбинацию с plie вводятся различные releve и движения корпуса(наклоны, перегибы, повороты). Нельзя забывать, что plie – первое движение экзерсиса: мышцы и связки ног ещё не разогреты. Это движение помогает привести мышцы ног и корпус в рабочее состояние.

Характерные ошибки

Demi- plie и grand plie исполняются в различных характерах но первоначально целесообразно составлять комбинации этого упражнения в венгерском и русском характерах.

Комбинация

Муз. Размер4/4 на 32такта. Исх. положение 1 поз. ног, рука в подготовительном положении. Препарасьон на 1такт рука через1 поз.,во 2 поз.,через 1 на пояс. Характер русский.

1 такт – releve, battement-tendu в сторону, опустить пятку во 2 поз.

Первые 5 тактов повтор, 2 такта port de bras в сторону к станку через лопатки.

Заключение

Народный танец — один из древнейших видов фольклора, тесно связанный с жизнью и бытом народа.

Выявление национального характера танца, строгое соблюдение стиля народной хореографии при богатстве индивидуальных оттенков исполнения, эмоциональная выразительность — отличительные особенности русской школы народно-сценического танца.

Источник

Plie. (Виды, методика исполнения).

Plie (плие) – «приседание». Как элемент входит почти во все движения классического танца. Придает соответствующий пластический характер. Исполняется по I, II, III, IV, V позициям.

Развивает:ахиллово сухожилие, коленные и голеностопные связки, гибкость, эластичность, выворотность и силу ног. Активно участвует спина, где она сохраняет прямое (вертикальное) положение, что способствует развитию и укреплению мышц поясницы.

Виды:1. Demi plié (деми плие) – полуприседание; 2. Grand plié (гранд плие) – большое приседание.

Методика исполнения demi plié. Ученик, стоя на двух ногах в любой позиции начинает плавно сгибать колени и голеностоп, распределяя тяжесть корпуса на обе ноги. Голова en face (анфас). Плечи и бедра ровные. Demi plié исполняется не поднимая пяток от пола. Выпрямление ног выполняется так же плавно до полного вытягивания колен.

Методика исполнения grand plié. Grand plié является развитием demi plié. Оно выполняется на двух ногах в любой позиции. Соблюдая правила demi plié, ноги плавно, равномерно доходят до положения demi plié. Далее, удерживая ноги в выворотном состоянии, выполняется приседание до предела вниз, как можно дольше удерживая пятки, не отрывая их от пола. Когда дальше невозможно растягивать сухожилия ног, отделить пятки от пола мягко и постепенно. Выпрямление ног начинается сразу после полного приседания, без остановки в самой глубокой точке. Пятки одновременно опускаются на пол, выворотность ног соблюдается. Подтянутость корпуса усиливается. Проходя положение demi plié, ноги выпрямляются в коленях до упора. Во II позиции пятки не отрываются от пола. Отбедренные части ног образуют горизонтальную линию.

Как при demi plié, так и при grand plié следует усиленно открывать колени, т.е. соблюдать полную выворотность всей ноги.

Обратить внимание:

1. Не заваливаться на большой палец или мизинец.

2. Пятки плотно прижаты к полу.

3. Колени, сгибаясь, раскрываются к мизинцам стоп.

4. Все движения ног протекают свободно, эластично.

Battement tendu. (Виды, методика исполнения).

Battement tendu(батман тандю) – «отведение и приведение ноги по полу». Battement tendu – основа всего танца. Исполняется из I или V позиции в трех направлениях (вперед, в сторону, назад). С помощью battement tendu достигается правильное вытягивание всей ноги.

Развивает:силу ног, выворотность.

Виды:1. Simple (сэмпль) – «простой»; 2. С demi plié по IV позиции (при исполнении движения вперед или назад) или II позиции (при исполнении движения в сторону) без перехода с опорной ноги; 3. С demi plié по IV или II позициям с преходом с опорной ноги; 4. Pour le pied (double).

Методика исполнения battement tendu(описание из I позиции в сторону). Р.н., скользя всей стопой по полу в сторону II позиции, отделяется пяткой от пола и, продолжая скользить, вытягивается в подъеме и пальцах, достигая полной натянутости. Носок касается пола, выворотная пятка максимально поднята, тем самым выгибая подъем. Тяжесть корпуса на о.н.; голова en face. Возвращается р.н. в исходное положение скользящим движением, постепенно переходя с носка на всю стопу. Движение исполняется точно по прямой линии, идущей от пятки о.н. до носка р.н.

При исполнении движения вперед нога «открывается пяткой», «закрывается носком». При исполнении движения назад – наоборот.

Если упражнение исполняется из V позиции, то р.н. открывается и закрывается, проходя через I позицию.

Обратить внимание:

1. Чтобы избежать скошенного подъема при исполнении движения вперед, носок должен касаться пола только первым и вторым пальцами.

2. Р.н. предельно выворотна в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.

3. Выдвигая ногу и, возвращая ее в позицию, важно сохранить колено вытянутым.

Battement tendu jete. (Виды, методика исполнения).

Battement tendu jete(батман тандю жете) – «фиксированный бросок ноги в точку на 45°».

Исполняется из I или V позиции в трех направлениях (вперед, в сторону, назад).

Развивает:Подвижность тазобедренного и голеностопного суставов, силу, легкость движения ног.

Виды:1. Battement tendu jet простой; 2. Battement tendu jete с balancuar (балансуа) en face; 3. Battement tendu jete с pique.

Методика исполнения battement tendu jete (описание в сторону из I позиции). Р.н. скользящим движением (battement tendu) сильно выбрасывается в сторону II позиции на высоту 45°; голова en face; о.н. вытянута; р.н. вытянута в колене, подъеме, пальцах. Ц.т. на о.н. Возвращается нога, проходя положение pointe; скользит пальцами, затем постепенно переходит на всю стопу, закрываясь в позицию.

Обратить внимание:

1. Каждый раз нога выбрасывается в одну и ту же точку.

2. Не следует поднимать чрезмерно верхнюю часть ноги (бедро).

Rond de jambe par terre. Методика исполнения.

Rond de jambe par terre (ронд де жамб пар тер) – «круговое движение ногой по полу». Исполняется из I позиции в направлениях en dehors (наружу) и en dedans (внутрь).

Развивает:Подвижность тазобедренного сустава, укрепляет его.

Методика исполнения rond de jambe par terre (en dehors).Движению предшествует preparation (temp releve). Р.н. из I позиции проводится вперед по принципу battement tendu, ц.т. на о.н.; отсюда носком описывается дуга через II позицию назад до положения против I позиции. От этой точки нога чертит прямую линию до точки, с которой начала дугу, проходя через I позицию с опущенной до пола пяткой и вытянутым коленом (passé par terre).

Методика исполнения rond de jambe par terre (en dedans).Движение в обратном направлении. Нога выводится назад с I позиции и чертит ту же дугу и прямую линию в обратном направлении с соблюдением тех же правил.

Понятия en dehors и en dedans. Понятиями en dehors (наружу) и en dedans (внутрь) определяются вращательные движения ноги по кругу или вращения фигуры на полу или в воздухе вокруг своей вертикальной оси. С понятиями en dehors и en dedans учащиеся впервые знакомятся при изучении rond de jambe par terre, где работающая нога из I позиции движется в направлении вперед и по дуге, в сторону и назад, замыкая круг в I позиции, то есть описывает наружный круг от опорной ноги (en dehors).

Движение ноги в направлении назад и по дуге, в сторону и вперед, описывающее круг к опорной ноге, будет en dedans.

Обратить внимание:

1. Проходя через I позицию, р.н. свободно скользит всей ступней по полу, не отделяя пятку, не подгибая пальцев, не заходя за о.н.

2. Во время исполнения упражнения сохраняется предельная выворотность и натянутость всей ноги.

Battement frappe. (Виды, методика исполнения.)

Battement frappe(батман фрапе) – «ударяющее движение». Движение вырабатывает умение владеть нижней частью ноги — от колена до пальцев; четко, энергично сгибать и разгибать ногу при неподвижном верхе. Battement frappe исполняется в сторону, вперед и назад, носком в пол и на 45°.

Развивает:Подвижность тазобедренного и коленного суставов, силу, легкость движения ног.

Виды:1. Battement frappe simple; 2. Battement double frappe.

(Дать понятие sur le cou-de-pied)

Методика исполнения battement frappe. И.п. – V позиция. На preparation р.н. открывается в сторону II позиции. Р.н. бьет о.н. sur le cou-de-pied впереди (сзади) и возвращается на II позицию, ударяя вытянутым носком в пол. Бедро и колено, сохраняя выворотность, остаются подвижными в своем положении. Если это движение делается вперед или назад, бедро и колено отводятся в те же направления, но надо стремиться, чтобы на каждом сгибании ноги, они возвращались в исходную точку. О.н. как и р.н., строго сохраняет выворотность и подтянутость колена.

Источник

НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

Карельское училище культуры

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ

(Экзерсис у станка)

Учебное пособие

Для студентов хореографического отделения при училище культуры

на основе методической литературы:

НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

Эпоха античности оказала сильное влияние на развитие танца и еще более усилила становление танца каждого народа. В это время возникли Греция, Древний Рим, Египет Их танцы имели свои отличия. Так, например, танцы египтян отличались глубоким чувством позы, величием, божественностью. Это нетрудно проверить, достаточно лишь взглянуть на египетские статуи.

Постепенно стали возникать различные формы танцев: культовые, воинственные, домашние, сценические.

В это время складываются разные театральные школы. Первыми исполнительницами танцев были гетеры.

Пляска, танец создавался народом на протяжении столетий, он постоянно усовершенствовал танец, оставляя самое ценное, доведенное до законченной формы. В истинных движениях есть правда народного танца, его первородность по отношению к другим видам хореографии.

«Народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так как швейцарец, шотландец, немец, русский не так как француз, как азиат. Даже в провинции одной и той же области изменяется танец. Северный рус, пляшет не так как малороссиянин, как южный славянин».

(«Путешествие из Петербурга в Москву Н.В. Гоголь)

«Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце. У народа беспечного и вольного та же воля и поэтическое самозабвение отражаются в танце. Народ климата пламенной? оставил в своем танце страсть и ревность».

ПОСТРОЕНИЕ УРОКА.

Урок народно-сценического танца состоит из 4-х частей.

Развивают весь организм учащегося, в частности его двигательный аппарат, к которому относятся как кости и их соединения, суставы, связки, так и мышцы. Упражнения содействуют развитию подвижности в суставах, укреплению и эластичности связок, развивают определенные группы мышц, особенно те, которые недостаточно заняты в упражнениях классического танца. Помимо того, на этих занятиях тренируется нервная система, которая играет ведущую роль в выполнении движений и регулирует всю деятельность двигательного аппарата.

• Повышают техническую сторону танца, вырабатывают силу и гибкость, мягкость и точность движений.

• Подготавливают учащихся к восприятию движений народных танцев на середине зала.

• Развивают выразительность, танцевальность, прививают ощущение характерных особенностей народного танца.

• Основное назначение: постановка корпуса, рук, ног, головы. Развитие силы мышц стопы и легкости ноги. Работа над грамотностью исполнения методики движений.

• Работа над развитием апломба, умение распределять вес тела, развитие координации.

В пользовании терминологии у станка применяются как французские названия, так и русские. Все упражнения имеют свое целевое назначение, т.е. способствуют развитию силы, амплитуды», быстроты, эластичности тех движений, выполнение которых связано с функцией определенного сустава.

Порядок упражнений у станка устанавливается по принципу чередования движений, тренирующих различные группы мышц. Ноги должны нести разнообразные нагрузки. Упражнения выполняются с ПР. и ЛЕВ. Н. Название упражнений происходит как от французских терминов из классического танца, так и русские названия.

1. Plie – приседания (полуприседание и приседание),

2. Battement tendu – упражнения на развитие подвижности стопы,

4. Rond de jamb par terre – круговые движения ногой по полу или по воздуху,

5. Каблучные упражнения.

9. Дробные выстукивания

10. Pas tortille – зигзаги (змейка)

Музыкальное сопровождение на занятиях должно быть органически связано с выполняемым упражнением, должно соответствовать движению по характеру, стилю и национальной окраске. Движение должно быть точно согласовано с ритмом музыки

Многие упражнения выполняются в стиле и характере определенного народного танца, например, русского, белорусского, украинского, молдавского. Характерные особенности той или иной национальности дают возможность исполнить упражнение выразительно и танцевально.

МЕТОДИКА ЭКЗЕРСИСА У СТАНКА.

Народно-сценический танец опирается на основы школы классического танца.

Необходимо знать некоторые понятия относительно частей тела, в особенности стопы.

— Носок и подушечка (разные части);

— ребро стопы (внутреннее и внешнее);

— ребро каблука (внутреннее и внешнее);

— каблук и пятка (одно и то же понятие);

— подъем (вытянутый, скошенный, сокращенная стопа);
— колено (вытянутое, присогнутое, согнутое).

Все понятия вводятся постепенно по мере надобности и необходимости.

Позиции ног.

В народном танце применяются все позиции ног.

выворотные позиции сроятся на позициях классического танца прямые позиции свободные позиции обратные позиции строятся относительно 1 и 2 позий.
Строятся относительно классических позиций ног
1-я позиция ног
2-я позиция ног
3-я позиция ног
4-я позиция ног
5-я позиция ног
6-я позиция ног

Положения стоп в народно-сценическом танце:

Позиции рук.

Существует три позиции рук и несколько положений.

классического танца). Сохраняя полукруг нужно чуть опустить локти вниз, кисти рук при этом направлены ладонями наверх и слегка вперед.

четвертое положение — обе руки лежат на талии, обхватив ее внутренней частью кисти. Большие пальцы отведены назад и обхватывают талию со спины. Кисти рук должны плотно лежать на бедрах. Локти направлены точно в сторону, плечи опущены.

— шестое положение — руки за головой (большой палей уходит вперед или все пальцы собраны).

Большое внимание необходимо уделять переводу рук из позиции в позицию. Для более конкретного определения направления продвижения по залу, а также степени поворота корпуса при исполнении движений, танцевальный зал условно разделен на 8 точек, которые в описаниях движений даются по следующей схеме:

схема распределения точек по залу

Сокращения:

Муз. р. – музыкальный размер,

Исх. п. – исходное положение,

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

Задачами экзерсиса первого года обучения являются изучение основ и формирование профессиональных первоначальных навыков, а также развитие суставно-связочного аппарата, выработка пластичности, силы мышц и натянутости ног.

___ Все упражнения экзерсиса выполняются в медленном темпе, в так называемом чистом виде или в простейших комбинациях.

__ В начале изучения движения руки и корпус находятся в статическом положении, упражнение исполняется только ногами. По мере усвоения можно подключать несложные port de bras в характере комбинаций, но, усложняя движения, необходимо помнить, что в начальной стадии обучения не следует ставить несколько задач одновременно.

___ Все упражнения, которые исполняются в народно-сценическом танце у станка, начинают исполняться после освоения этих движений на уроках классического танца. Так же необходимо объяснить учащимся правила постановки корпуса, положения рук и головы в народно-сценическом танце.

Характерные ошибки

В положении корпуса:

1) недостаточно подтянуты ягодичные мышцы и мышцы брюшного пресса,

2) спина не подтянута, а прогнута в нижней части позвоночника;

3) недостаточно опущены лопатки и поэтому не ощущается положение подтянутой спины.

1) при движении руки в 1-ю позицию плечо подается вперед;

Читайте также:  Кто вылечил поджелудочную железу народными средствами отзывы

2) во 2-й позиции рука от плеча поднимается, в то время как плечо должно быть сильно опущено (как и лопатка). Провисает локоть;

4) голова недостаточно точно сопровождает ход руки;

Сначала нужно добиться точного исполнения всех требований к положению рук, ног, корпуса, головы и только потом приступать к изучению упражнений.

Первоначально проучивается на 4 такта 2/4. Открывание руки исполняется мягко и плавно, но с соблюдением всех точек перевода рук.

Кисть постепенно разворачивается и идет на пояс (4 пальца спереди вместе, большой палец обхватывает талию сзади, ладонь плотно лежит на бедре, локоть направлен точно в сторону).

Подъем головы подчеркивает окончание движения.

В дальнейшем подготовка к движению может исполняться на 2 такта 4/4, 1 такт 4/4 или 2такта 2/4. После подготовки начинается то или иное движение.

PLIE

(полуприседания и приседания)

PLIE –приседать (сгибание).

Demi – половина.

Grand – большой (полный).

Это упражнение предназначено для включения в работу мышц и суставно-связочного аппарата и исполняется в экзерсисе у станка первым.

В классе народно-сценического танца его изучают после того, как оно усвоено на уроках классического танца,

Plie развивает мягкость и эластичность мышц, силу ног, устойчивость и прыжок, укрепляет ахиллово сухожилие, тазобедренный, голеностопный, коленный суставы, и их подвижность.

Demi-plie и grand-plie исполняются по всем танцевальным позициям, в характере любого национального танца. Методика выполнения та же, что и в классическом танце

Музыкальный размер: 2/4; 3/4; 4/4; 6/8 и др.

Подготовка к движению (preparations) занимает 2 такта музыкального вступления, которое должно соответствовать темпу и характеру музыкального сопровождения всего упражнения.

Музыкальное сопровождение должно помочь учащемуся почувствовать темп и характер движения, манеру и стиль исполнения его в том или ином танце.

Рука во время исполнения движения может лежать на талии, находиться во 2-й позиции или сопровождать движение, переходя из одной позиции в другую; закрываться на талию и т.д., что будет способствовать развитию координации, танцевальности, а так же подчеркивать характер данной комбинации.

На первом году обучения движение выполняется в характере русского, украинского, белорусского танцев, позднее в характере молдавского, кавказского или восточных танцев.

Во время исполнения движений корпус должен быть подтянут, однако в характере большинства восточных танцев приседания выполняются с перегибами корпуса, с наклонами его вперед или назад, тяжесть корпуса может находиться на одной ноге, в то время как другая, сгибаясь, выводится вперед или назад.

Примечание: в характере русского, белорусского, украинского и польского танцев приседания выполняются по выворотным позициям, в характере кавказских и восточных танцев преобладают приседания по прямым позициям.

Исх.п.: 1-я позиция ног, ПР.Р. в подготовительном положении. Голова повернута к ПР. плечу.

Муз. р.: 4/4 Муз. р.: 2/4

а) Demi-plie занимает 1/2 такта: a) Demi-plie занимает 1/2 такта:

Исх.п.: 1-я позиция ног, ПР. Р, в подготовительном положении. Голова повернута к ПР. плечу

б) Grand-plie занимает целый такт: б) Grand-plie занимает целый такт

Третий вид: ступенчатое demi-plie.

Данный вид исполняется с 2-мя или 3-мя резкими полуприседаниями, которые поочередно распределяются на всю глубину одного demi-plie. Важно, чтобы при каждом новом дожатии не происходило сотрясание корпуса. Вырастание из demi-plie должно быть плавным, без рывков.

Источник

[7] п.3.1 Методика применения народного танца в хореографии спортивной аэробике
методическая разработка по физкультуре по теме

1. Структура народно-характерного урока.

Народно—характерный урок делится на три достаточно самостоятельные части:

1) Ехегсiсе (экзерсис) у станка. Народно-характерный экзерсис базируется на движениях классического. Но если экзерсис в классике — это движения у станка, которые вырабатывают силу ног, выворотность, устойчивость, развивают эластичность мышц, то цель народно-характерного экзерсиса, помимо вышеперечисленного, изучить и отработать основные элементы на родных танцев, основные положения рук, корпуса, головы, а также в первом приближении познакомиться с народной музыкой. Поэтому в народно-характерном экзерсисе каждое движение исполняется под музыку какой-либо определенной национальности, включает в себя элементы танца данной национальности, и, кроме того, уже у станка начинается работа над умением передать характер народа, его темперамент, особенности его внутреннего мира и душевного состояния.

Упражнения характерного экзерсиса включают в себя повороты стопы и бедер; удары стопой, каблуком, полупальцами; движения на присогнутых ногах; движения свободной стопой; резкие приседания, прыжки, скачки, подскоки; большое значение придается перегибам корпуса и различным рогt dе bгаs (пор дэ бра). Упражнения у палки должны быть построены по принципу чередования движений (расслабление — напряжение, резкие — мягкие и т.д.). Существует определенная последовательность движений народно-характерного экзерсиса:

1. Demi и grand plie (дэми и гран плие).

2. Battement tendu и Battement tendu jete (батман тандю и батман тандю жэтэ).

3. Rond de jambe par terre и rond de pied (рон дэ жамб пар тэр и рон дэ пье).

4. Подготовка к “веревочке” и “веревочка”.

5. Battement fondu (батман фондю).

6. Упражнения со свободной стопой и flic-flac (флик-фляк).

7. Выстукивание в русском характере.

8. Battement developpe (батман дэвлёппэ).

9. Выстукивание в испанском характере.

10. Grand battement jete (гран батман жэтэ).

11. Рогt dе bгаs (пор дэ бра).

2) Народно-характерные этюды на середине. Многие движения, изученные ранее у станка, переносятся на середину зала, где они усложняются, и где к ним добавляются новые движения. На этой основе строятся небольшие танцевальные комбинации, которые занимают от 32-х до 64-х тактов музыки. Исполняются эти комбинации в характерах различных народностей и называются этюдами. Основной задачей этюда является стремление передать в танце характер народа, его темперамент, особенности мироощущения. Большое внимание следует уделять правильной работе рук, так как именно руки придают многим движениям национальную окраску.

3) Народно—характерные танцы на середине. В данном случае танец — это большое, развернутое, законченное танцевальное произведение, в котором могут быть задействованы как один исполнитель, так и несколько. В последнем случае танец включает в себя разнообразные рисунки и перестроения. Кроме того, он может исполняться в парах. Танец может быть как бессодержательным (народный танец в чистом виде), так и содержательным (иметь фабулу). Разумеется, все перечисленные виды танцев исполняются под национальную музыку различных народов с использованием соответствующих характеру музыки движений и положений рук, ног, корпуса, головы.

Все эти три части народно-характерного урока являются достаточно самостоятельными, и нередко при подготовке спортсменов специалисты применяют только одну из них. Однако начинать знакомить учеников с элементами народно-характерных танцев следует, соблюдая определенный порядок: изучение народно-характерных этюдов и танцев на середине начинается после того, как проведена предварительная работа у станка. Движения у станка в данном случае являются своего рода подводящими упражнения ми. По мере освоения всех трех частей народно-характерного урока можно оставить для регулярного использования только одну из них.

2. Позиции рук.

В народно-характерном танце позиции рук соответствуют трем позициям классического: I, II, III. Однако в характерном танце иначе, чем в классическом группируются кисти рук:

Первая позиция — высота и форма рук такие же, как в классической I позиции. Четыре пальца кисти сгруппированы вместе, но не плотно прижаты друг к другу (между ними воздух). Большой палец не прижимается к фаланге среднего, а находится на своем месте (т.е. слегка отставлен от ладони). Кисти немного повернуты ладонями вверх, но при этом локти сохраняют свое положение и не опускаются вниз.

Вторая позиция — высота рук и их форма от плечей до локтей остаются такими же, как в классике. Части рук от локтей до кистей поворачиваются вверх, насколько это позволяют сохраняющие свое положение локти (они ни в коем случае не опускаются вниз и остаются направленными назад), а кисти еще немного поворачиваются в лучезапястных суставах ладонями вперед-вверх. При этом плечи остаются максимально опущенными, лопатки прижатыми. Руки не заводятся назад, но и не сильно выдвигаются вперед (при повернутой en face голове кисти рук должны быть видны краем глаза).

Третья позиция — высота и форма рук соответствуют классической III позиции. Четыре пальца также сгруппированы по законам классики. Только большой палец не прижимается к фаланге среднего, а находится на том же месте, где он находится в I и II характерных позициях.

Помимо перечисленных трех основных позиций в народно-характерном танце очень распространенным является также положение рук на талии (либо одной руки на талии). В этом случае руки лежат на бедрах, “сломанные” в запястьях, четыре пальца собраны вместе и находятся впереди, пятый (большой) — сзади. Ладони опираются на талию, локти направлены в стороны. Положение одной руки на талии является основным положением народно-характерного экзерсиса (вторая лежит на станке), но не является позицией.

Очень распространенными в народно-характерном танце положениями рук являются также следующие положения: руки, собранные перед грудью (пр., русские, украинские, венгерские танцы), положение одной руки на груди (пр., русские, украинские, цыганские, татарские танцы), положение рук, заведенных назад (пр., испанские танцы) и т.д. В целом же существует очень много самых разнообразных положений рук, которые пришли в характерный танец из танцев разных народностей. Однако все эти положения не являются позициями; позиций в характерном танце, как и в классическом, всего три.

Ргерагаtion (препарасьон) для руки в народно-характерном экзерсисе отличается от классического.

Исходное положение: ноги в не очень выворотной III позиции, левая рука лежит на палке, правая опущена вдоль корпуса, кисть свободная, голова направо.

Музыкальный размер: 2/4.

Затакт: “и” — “вздох” рукой из исходного положения.

“1” — рука подхватывается в I позицию, взгляд в кисть.

“и” — рука, начиная движение от пальцев, раскрывается на II позицию, голова следует за рукой.

“2” — рука закрывается на талию. Для этого она вся слегка приподнимается, затем верх руки остается на какое-то время неподвижным, а низ руки (от локтя до кисти) продолжает движение в направлении I позиции. Не доходя до нее, рука закрывается на талию. Голова, сопровождая ход руки, слегка приопускается и на

“и” — снова поднимается. Положение фиксируется.

Движения народно-характерного экзерсиса могут исполняться как с рукой на талии, так и с рукой во II позиции. Кроме того, рука может несколько раз открываться и закрываться в течение одной и той же комбинации. Го лова в характерном экзерсисе, как правило, всегда повернута в сторону (в отличие от классики).

3. Позиции ног.

В народно-характерном танце позиции ног те же, что в классическом, но к ним добавляется еще VI позиция.

Шестая позиция — ступни ног плотно соединены друг с другом, соприкасаясь своими внутренними ребрами (носок к носку, пятка к пятке). Тяжесть корпуса равномерно распределена на обеих ногах.

Основными позициями народно-характерного танца являются I, III, VI.

Большинство движений характерного экзерсиса исполняются по III позиции, II и IV позиции чаще всего встречаются в восточных танцах.

Классические позиции ног в народно-характерном танце не требуют полной выворотности, допускается более свободное положение ног, что позволяет еще больше разнообразить движения рук и корпуса. Кроме того, в некоторых движениях характерного танца ноги могут быть завернуты во внутрь (в невыворотное положение) или стоять параллельно друг другу по II, III, IV позициям. Все остальные положения ног, которых в характерном танце великое множество, рассматриваются как элементы танцев различных народностей и не являются позициями.

4. Основные движения народно-характерного танца.

Demi и grand plie (дэми и гран плие). В отличие от классического экзерсиса в характерном существуют два вида рliе: мягкое и резкое. Резкое рliе имеет два акцента (вниз и вверх) и может исполняться либо с одним из них, либо — с обоими. Резкое рliе совершенствует сгибательную и разгибательную функцию коленного сустава, рекомендуется исполнять его на разогретые ноги. Все виды рliе комбинируются между собой, рука сопровождает движение. Желательно первоначально исполнять рliе в русском и венгерском академическом характерах.

Battement tendu (батман тандю). В народно-характерном экзерсисе существует несколько разновидностей battement tendu. Все виды battement tendu (в том числе — классическое) развивают силу мышц ног, их эластичность, подвижность голеностопного сустава; кроме того, некоторые виды характерного battement tendu тренируют четырехглавые мышцы бедра, икроножные мышцы, связки коленного и голеностопного суставов. Общее отличие характерных battement tendu от классического заключается в том, что при их исполнении активно работают обе ноги, постоянно подменяя друг друга.

Battement tendu с переходом рабочей ноги с носка на каблук (и его раз новидности).

Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги, с tombe (томбэ) и с двойным ударом опорной ноги.

Battement tendu с выносом ноги на каблук.

Battement tendu с поворотом бедра.

Battement tendu с мазком полупальцев по полу.

Battement tendu jete (батман тандю жэтэ). Подобно battement tendu в характерном экзерсисе существуют несколько видов battement tendu jete (далее — b.t.j.) Они отличаются от классического b.t.j. одновременной активной работой обеих ног. В целом все виды b.t.j. развивают силу мышц ног, резкость движения ног, а также — их натянутость.

Battement tendu jete sample (сампль с фр. — простой): обычный вид b.t.j. (как в классике).

Battement tendu jete с рliе на опорной ноге.

Battement tendu jete с рliе и подъемом пятки опорной ноги.

Battement tendu jete на рliе с ударом пятки опорной ноги.

Battement tendu jete с подъемом на полупальцы опорной ноги.

Battement tendu jete с сокращением стопы.

Battement tendu jete с опусканием на каблук.

Сквозное battement tendu jete. Исполняется по принципу jete-passe (жэ тэ-пассэ) в классике.

Rond de jambe par terre и rond de pied (рон дэ жамб пар тэр и рон дэ пье; рiеd с фр. — стопа). В характерном танце существуют две разновидности rond par terre (круга по полу): rond de jambe (круг ногой) и rond de pied (круг стопой). Наличие второго вида объясняется спецификой народно-характерного танца, в котором встречается очень много движений с сокращенной стопой. При исполнении rond de pied стопа поочередно переходит из вытянутого положения в сокращенное и наоборот, то есть происходит двойная работа: и в тазобедренном суставе, и в голеностопном (причем нагрузка на голеностопный сустав возрастает).

Правила исполнения характерных rond par terre заметно отличаются от правил исполнения классических. Все виды rond par terre развивают подвижность тазобедренного и голеностопного суставов, однако при исполнении характерных rond de jambe и rond de pied нога еще более активно работает в тазобедренном суставе. Rond de jambe и rond de pied могут также исполняться: с кругом ногой в воздухе, со скачком на опорной ноге.

Подготовка к “веревочке” и “веревочка”. “Веревочка” — движение, которое часто встречается в русских, украинских, венгерских танцах. Как элемент этих танцев первоначально она проучивается в экзерсисе у станка. Но кроме того, подготовка к “веревочке” и сама “веревочка” являются также тренировочным элементом, развивающим сгибательный и разгибательный мышечный аппарат бедра и колена, выворотность ног и подвижность тазобедренного сустава. Рекомендуется первоначально проучивать это движение в венгерском академическом характере. В дальнейшем подготовка к “веревочке” усложняется и исполняется с прыжком на опорной ноге.

Battement fondu (батман фондю). В большей степени это тренировочное движение. Иногда встречается в сценических восточных танцах. Развивает координацию, силу ног, подвижность тазобедренного сустава, эластичность мышц. По технике исполнения отличается от классического fondu: прежде, чем открыться на воздух, рабочая нога в момент рliе на опорной как бы обкручивается вокруг нее на уровне cou-de-pied (ку-дэ-пье, с фр. — щиколотка), заворачиваясь из выворотного положения в невыворотное и обратно. Движение исполняется слитно и мягко; вырастание из demi plie должно происходить одновременно с приходом рабочей ноги на воздух на 45° (или на 90°).

Упражнения со свободной стопой, flicflac (флик-фляк). Цель упражнений со свободной (ненапряженной) стопой (в том числе — flic-flac) — усвоить элемент характерного танца, называемый чечеткой. Это движение часто встречается в танцах русских, цыганских, мексиканских, испанских, татарских и других народностей. Кроме того, эти движения тренируют голеностопный сустав, умение владеть стопой (как натянутой, так и свободной). Дословный перевод flic-flac — “туда-обратно”. Движение исполняется во всех направлениях. Нога от колена до стопы должна раскачиваться как маятник, а часть ноги от бедра до колена по возможности должна оставаться неподвижной. Flic-flac имеет несколько разновидностей:

— flic-flac со скачком на опорной ноге и tombe (томбэ);

— double-flic (дубль-флик) — двойной флик-фляк;

Читайте также:  Как скачать мод на сталкер народная солянка

— flic-flac с поворотом стопы;

— “веер” из double-flic по 1/16 такта.

Упражнения на выстукивания. Выстукивающие движения широко распространены во многих народно-сценических и народных танцах: русских, испанских, латиноамериканских, молдавских, татарских, белорусских и др. В основе выстукиваний лежат удары всей стопой, каблуком, полупальцами. Удары могут быть короткими, легкими, сильными, “припечатывающими”. Упражнения на выстукивания вырабатывают силу ног и стопы, остроту и технику удара, чувство ритма. Однако не стоит злоупотреблять упражнениями на выстукивания в занятиях с гимнастками. Природа этих движений чужда художественной гимнастике. Кроме того, их исполнение требует специальной обуви. Поэтому рекомендуется использовать эти упражнения периодически, желательно в специальной обуви (с каблуком и на жесткой подошве) для ознакомления с характером танца некоторых народностей, для развития чувства ритма, а также для общего развития.

Battement developpe (батман дэвлёппэ). Движение развивает силу ног и шаг. Как элемент характерного танца battement developpe встречается в венгерских танцах, поэтому часто его называют венгерским батманом (исполняется всегда на рliе). В основе характерного battement developpe лежит классическая форма этого движения, однако в характерном экзерсисе есть несколько его разновидностей:

— плавное developpe (legato — легато). Исполняется по законам классиче ского developpe на рliе;

— отрывистое или резкое developpe (staccato — стаккато). Исполняется с резким рliе на опорной ноге;

Grand battement jete (гран батман жэтэ). Движение в большей степени тренировочное, хотя и используется в некоторых сценических танцах. Разрабатывает шаг, силу ног, подвижность тазобедренного сустава. В характерном экзерсисе имеется несколько видов grand battement jete однако в основе их всех лежит классическая форма этого движения.

Grand battement jete на целой стопе (как в классике).

Grand battement jete с рliе на опорной ноге. Одновременно с броском рабочей ноги происходит резкое рliе на опорной.

Grand battement jete с подъемом на полупальцы. В момент броска рабочей ноги опорная поднимается на полупальцы, затем обе ноги одновременно приходят в исходное положение.

Grand battement jete, не опускаясь с полупальцев. Одновременно с первым броском рабочей ноги опорная поднимается на полупальцы и не спускается с них в течение нескольких grand battement, затем обе ноги приходят в исходное положение. Можно на затакт подняться на полупальцы, исполнить несколько бросков рабочей ноги и отдельно спуститься с них.

Grand battement jete с увеличенным размахом. Исполняется только вперед и назад, заключает в себе четыре броска: при исполнении движения вперед первый бросок заканчивается на носок вперед, второй — в I позицию, третий — на носок назад, четвертый — в растяжку назад.

Перегибы корпуса и рогt dе bгаs (пор дэ бра, с фр. — нести руки). На основе этих движений составляется самостоятельная комбинация, которая исполняется в характере какой-либо народности в конце экзерсиса у станка. Как правило, в комбинацию включаются разнообразные наклоны и перегибы корпуса назад, вперед, в сторону, повороты корпуса в талии. Ноги могут стоять по любой выворотной или невыворотной позиции, на всей стопе или на полупальцах, колени могут быть вытянутыми или согнутыми. За палку можно держаться одной рукой или двумя, допускаются различные оттягивания от палки (боком или спиной). Кроме того, в комбинацию добавляются разнообразные позировки, рliе, растяжки, rond (ронды), переходы на колени, повороты. Эти движения развивают гибкость, пластичность корпуса и рук, танцевальность, музыкальность, выразительность, а также позволяют отдохнуть и восстановить силы в конце технически сложного и насыщенного экзерсиса.

Помимо перечисленных основных движений народно-характерного экзерсиса существует еще ряд специфических движений, которые являются элементами танцев различных народностей и которые также проучиваются у станка путем включения их в основные комбинации:

Pas tortille (па тортье, с фр. — зигзагообразный) — элемент венгерского академического танца. В то же время используется как тренировочное движение, совершенствующее технику работы стоп и развивающее подвижность тазобедренного сустава, координацию, силу ног. Имеет несколько видов:

1. Pas tortille одинарное слитное;

2. Pas tortille одинарное ударное;

З. Pas tortille с двойным поворотом стопы;

4. Pas tortille с двойным поворотом стопы ударное.

Подготовка к “штопору” и “штопор” — движение русского танца. Развивает подвижность корпуса в поясничном отделе, подвижность тазобедренного сустава, а также эластичность стопы.

“Качалка” — элемент русских, мексиканских, татарских, башкирских, матросских и других танцев. Развивает эластичность мышц ног, силу стопы, координацию. Первоначально проучивается подготовка к “качалке”.

1. Одинарный “голубец”.

З. Одинарный “голубец” в прыжке. Этот вид может исполняться с продвижением.

4. “Голубец” с двойным ударом в прыжке.

Одинарное и двойное заключение — элемент венгерских и польских

академических танцев. Может исполняться с поворотом на 180° и на 360°.

Ход руки “восьмерка” — элемент венгерских и польских академических танцев. Воспитывает руки, улучшает осанку.

Опускание на подъем — элемент венгерских и польских академических танцев. Вырабатывает силу ног. Может исполняться с поворотом на 180° и на 360°.

Кабриоль вытянутыми ногами на 450° — элемент польских, венгерских, украинских танцев. Развивает прыгучесть, силу ног, координацию. Первоначально проучивается лицом к палке.

Опускание на оба колена — элемент восточных, татарских, цыганских и других танцев. Исполняется по VI позиции, комбинируется с упражнениями для корпуса.

“Винт” — элемент восточных, латиноамериканских, кавказских, болгарских танцев. Исполняется по VI позиции на полупальцах, корпус en face. Движение непрерывное, одна нога подменяет другую, руки могут двигаться противоходом.

5. Рекомендации к применению народно-характерного танца

Народных движений существует бесчисленное множество. В экзерсисе у станка изучаются те из них, которые являются либо самыми распространенными, либо используются в танцах не одной, а нескольких народностей. В последнем случае к исполнению одного и того же движения в различных характерах добавляются нюансы, свойственные данному народу, такие как: положения рук, корпуса, повороты и наклоны головы, взгляд, даже мимика. Плюс к этому в танцах каждого народа существуют свои специфические движения. Поэтому народных движений в их общей массе так много, они настолько разнообразны, такую большую роль в народных танцах играют с виду незначительные детали (нюансы), что танец каждой отдельной народности заслуживает отдельного внимания. Наверное, поэтому до сих пор не выпущен всеобъемлющий учебник по народно-характерному танцу, в котором бы давалось подробное описание танцев если не всех народностей, то хотя бы самых распространенных. Поэтому тренеру (хореографу), работающему с гимнастками и желающему использовать в своих занятиях материал народно-характерного танца, либо же желающего грамотно поставить упражнение на народную музыку, можно порекомендовать следующие литературные источники:

1. А.В. Лопухов, А.В. Ширяев, А.И. Бочаров “Основы характерного танца”. — Л.- М.: Искусство, 1939.

2. Н.М. Стуколкина “Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца”.- М.: Всероссийское театральное общество, 1972.

4. Т.С. Ткаченко “Народные танцы”. — М.: Искусство, 1975.

5. Т.К. Барышникова “Азбука хореографии”. — СПб: Респекс Люкси, 1996.

6. К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер, Н. Толстая, Е. Фарманянц “Народно-сценический танец”. — М.: Искусство, 1976.

7. Е.Л. Васильева “Танец”. — М.: Искусство, 1968.

8. Т.С. Ткаченко “Работа с танцевальным коллективом”. — М.: Искусство, 1958.

9. Н.А. Белова, Р.Н. Терехина “Методика обучения танцевальным упражнениям”. — СПб: ГДОИФК, 1991.

Кроме того, при подготовке уроков народно-характерного содержания можно использовать видеозаписи концертов (репетиций, уроков) народных коллективов. Самым известным из них и обладающим самым большим количеством танцевального материала является Ансамбль народного танца Игоря Моисеева.

Хотелось бы сказать о некоторых физических особенностях упражнений народно-характерного танца. В отличие от классического танца в народно-характерном очень часто одновременно активно работают обе ноги. Кроме того, в народно-характерном танце много движений, исполняемых на присогнутых ногах, на скачках, подскоках, резких приседаниях, а также движений, исполняемых с ударами ног в пол. Поэтому упражнения народно-характерного танца несут в себе, прежде всего, большую нагрузку на ноги, что полезно для общего физического развития гимнасток, но вредно в соревновательный период, поскольку ноги “забиваются” и становятся тяжелыми. Таким образом, применять народно-характерный танец в занятиях с гимнастками рекомендуется в подготовительный и переходный периоды.

В настоящее время тренеры и хореографы часто используют элементы народно-характерного танца в соревновательных композициях гимнасток. Упражнения становятся яркими и выразительными. Умение создать образ и передать характер композиции отражается на артистической оценке судий, что говорит о высокой квалификации гимнасток.

Список основной литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:

НАРОДНО-ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ В ХОРЕОГРАФИИ,

КАК ОДНА ИЗ СТОРОН ПОДГОТОВКИ ДЛЯ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКИ НА ПУТИ К ВЫСШИМ СПОРТИВНЫМ ДОСТИЖЕНИЯМ

Список основной литературы стр. 27

1. Общая характеристика.

Танец появился очень давно. Люди начали двигаться, ритмично ходить, выбивать ритм, водить хороводы даже раньше, чем появилась развитая устная речь. Танец был досугом, который сближал людей. И, как все в нашем мире, танец с течением времени продолжал развиваться и видоизменяться.

Все эти особенности в комплексе формируют характерные черты народа, которые находят свое отражение в его творчестве, в том числе – в его танцевальном искусстве. Поэтому, в той или иной мере зная характерные особенности отдельных народов, можно достаточно достоверно определить к какому именно народу принадлежит тот или иной танец.

Действительно, можно легко узнать, например, танцы восточных народов. На Востоке главное украшение женщин – скромность, поэтому танцуют восточные женщины с опущенными глазами, носят либо длинные платья (народы Кавказа), либо узкие юбки и шаровары (народы Средней Азии). В первом случае движения их ног не видны, во втором – возможны лишь мелкие шажки, поэтому женский восточный танец строится в основном на движениях рук, плеч, головы, даже глаз. Для украшения нередко используется платок.

Ярким примером влияния на танец климатических особенностей местности являются танцы народов Латинской Америки. Солнце и жара порождают зажигательные ритмы, позволяют людям довольствоваться минимальным количеством одежды и во многом объясняют их беззаботный нрав, результатом чего являются активные, раскрепощенные движения всего тела: плеч, бедер, рук, ног, даже отдельно – кистей и стоп.

Ландшафт местности, как уже говорилось выше, тоже формирует характерные черты народных танцев. В качестве примера можно привести украинские и белорусские танцы. Украина – это широкие степи и поля. Простора много, он фактически неограничен, поэтому, как правило, украинские танцы многолюдны, они отличаются разнообразием рисунков и перестроений. Отсюда и свойственная украинским танцам широта движений, отсюда и их основные движения: бигунец, широкие и мелкие шаги, подскоки, перепрыжки, присядки. Белоруссия – неровная, болотистая местность. Это особенность ее территории породила и основное движение белорусских танцев – подскоки, когда исполнитель как бы перескакивает с кочки на кочку.

Нельзя не упомянуть и влияние на народные танцы обычаев и традиций страны. Например, на Руси издавна главной ценностью считалась земля. Любовь к ней, благодарность породила известные русские дроби. Русские люди верили, что через соприкосновение с землей им передается ее сила. Им в целом было свойственно одушевление природы, и, в частности, одушевление ими лесов привело к поэтичным сравнениям русских девушек с деревьями, такими, например, как ива, осина, береза, рябина, а также с птицами, такими как лебедь, горлица и т.д. Отсюда и свойственные русским лирическим танцам плавность движений, перегибы и наклоны.

Испания издавна отличалась строгостью и воинственностью, результатом чего явились характерная гордая посадка головы и подтянутость корпуса. Длинные строгие одежды женщин породили большое количество танцевальных движений рук и пальцев (примером может послужить знаменитое фламенко). Музыкальность испанского народа и любовь к разнообразным ритмам привела к использованию в танце кастаньет, цимбал и тамбуринов; солнце и жара к использованию веера. Наличие в испанских танцах этих предметов породило характерные движения рук и корпуса.

Можно привести еще не мало примеров влияния образа жизни народа и его характера на его танцевальное искусство. Однако даже перечисленные примеры достаточно убедительны: любой народ узнаваем в своем танце. Происходит это по вполне объективным причинам: народное творчество – это, прежде всего, отражение культурных традиций, носителем которых является народ.

Не смотря на то, что народно-характерный танец возник очень давно, его путь на сцену оказался долгим и трудным. Длительное время истинным искусством считался классический танец, а о народном танце говорили как о «низшем виде искусства». Только в 90-х годах XIX века А. Ширяев по собственное инициативе сделал первую попытку создания характерного экзерсиса. Официально же народно-характерный танец включили в программы хореографических училищ лишь в 20-е годы XX века.

Начало нового этапа в развитии педагогики народно-характерного танца знаменует преподавательская деятельность А. Лопухова. В 1939 году он совместно с А. Ширяемым и А. Бочаровым написал учебник «Основы характерного танца», ставшим первым в мире методическим руководством по данному предмету. Авторы изложили здесь стройную и проверенную на опыте систему характерного тренажа, отличающуюся логической последовательностью упражнений и целесообразным подбором движений.

В последнее время народно-характерный танец широко применяется во многих видах спорта. Для современных спортсменок очень привлекательными являются его эмоциональная насыщенность, яркость, выразительность, а также – его музыкальное сопровождение. Очень часто народная музыка используется при постановке вольных упражнений и женщин в спортивной гимнастике, при постановке упражнений в художественной гимнастике, спортивной аэробике, спортивной акробатике и, кроме того, в фигурном катании и синхронном плавании.

Современные упражнения гимнасток отличаются большой плотностью и насыщенностью. Перед тренером (хореографом) всегда стоит проблема в ограниченное количество времени уместить максимальное количество необходимых элементов наивысшей трудности. Поэтому часто просто не до хореографических изысков, хотя эмоционально насытить упражнение, конечно, нужно. В народно-характерном танце музыка и движение конкретного народа неразрывно связаны, и именно эта связь является залогом эмоциональной яркости и выразительности. Безусловно, гимнастка никогда не будет танцевать на спортивной площадке, как танцуют исполнители народных танцев на сцене (у них разные цели и задачи), однако правильно подсказанные ей нюансы, такие как наклон головы, положение рук, поза, помогли бы решить проблему соответствия музыки и хореографии и достичь максимальной выразительности и эмоциональности исполнения при максимальной технической насыщенности. Кроме того, использование народно-характерного танца в учебно-тренировочных занятиях с гимнастками благотворно влияет на формирование у них координационных, музыкальных и выразительных способностей, а также – на развитие танцевальности и артистичности. Помимо этого народно-характерные танцы можно широко применять и в показательных выступлениях спортсменок.

2. Структура народно-характерного урока.

Народно—характерный урок делится на три достаточно самостоятельные части:

Упражнения характерного экзерсиса включают в себя повороты стопы и бедер; удары стопой, каблуком, полупальцами; движения на присогнутых ногах; движения свободной стопой; резкие приседания, прыжки, скачки, подскоки; большое значение придается перегибам корпуса и различным рогt dе bгаs (пор дэ бра). Упражнения у палки должны быть построены по принципу чередования движений (расслабление — напряжение, резкие — мягкие и т.д.). Существует определенная последовательность движений народно-характерного экзерсиса:

1. Demi и grand plie (дэми и гран плие).

2. Battement tendu и Battement tendu jete (батман тандю и батман тандю жэтэ).

3. Rond de jambe par terre и rond de pied (рон дэ жамб пар тэр и рон дэ пье).

4. Подготовка к “веревочке” и “веревочка”.

5. Battement fondu (батман фондю).

6. Упражнения со свободной стопой и flic-flac (флик-фляк).

7. Выстукивание в русском характере.

8. Battement developpe (батман дэвлёппэ).

9. Выстукивание в испанском характере.

10. Grand battement jete (гран батман жэтэ).

11. Рогt dе bгаs (пор дэ бра).

2) Народно-характерные этюды на середине. Многие движения, изученные ранее у станка, переносятся на середину зала, где они усложняются, и где к ним добавляются новые движения. На этой основе строятся небольшие танцевальные комбинации, которые занимают от 32-х до 64-х тактов музыки. Исполняются эти комбинации в характерах различных народностей и называются этюдами. Основной задачей этюда является стремление передать в танце характер народа, его темперамент, особенности мироощущения. Большое внимание следует уделять правильной работе рук, так как именно руки придают многим движениям национальную окраску.

Все эти три части народно-характерного урока являются достаточно самостоятельными, и нередко при подготовке спортсменов специалисты применяют только одну из них. Однако начинать знакомить учеников с элементами народно-характерных танцев следует, соблюдая определенный порядок: изучение народно-характерных этюдов и танцев на середине начинается после того, как проведена предварительная работа у станка. Движения у станка в данном случае являются своего рода подводящими упражнения ми. По мере освоения всех трех частей народно-характерного урока можно оставить для регулярного использования только одну из них.

В народно-характерном танце позиции рук соответствуют трем позициям классического: I, II, III. Однако в характерном танце иначе, чем в классическом группируются кисти рук:

Читайте также:  К устному народному творчеству относятся следующие жанры

Первая позиция — высота и форма рук такие же, как в классической I позиции. Четыре пальца кисти сгруппированы вместе, но не плотно прижаты друг к другу (между ними воздух). Большой палец не прижимается к фаланге среднего, а находится на своем месте (т.е. слегка отставлен от ладони). Кисти немного повернуты ладонями вверх, но при этом локти сохраняют свое положение и не опускаются вниз.

Вторая позиция — высота рук и их форма от плечей до локтей остаются такими же, как в классике. Части рук от локтей до кистей поворачиваются вверх, насколько это позволяют сохраняющие свое положение локти (они ни в коем случае не опускаются вниз и остаются направленными назад), а кисти еще немного поворачиваются в лучезапястных суставах ладонями вперед-вверх. При этом плечи остаются максимально опущенными, лопатки прижатыми. Руки не заводятся назад, но и не сильно выдвигаются вперед (при повернутой en face голове кисти рук должны быть видны краем глаза).

Третья позиция — высота и форма рук соответствуют классической III позиции. Четыре пальца также сгруппированы по законам классики. Только большой палец не прижимается к фаланге среднего, а находится на том же месте, где он находится в I и II характерных позициях.

Помимо перечисленных трех основных позиций в народно-характерном танце очень распространенным является также положение рук на талии (либо одной руки на талии). В этом случае руки лежат на бедрах, “сломанные” в запястьях, четыре пальца собраны вместе и находятся впереди, пятый (большой) — сзади. Ладони опираются на талию, локти направлены в стороны. Положение одной руки на талии является основным положением народно-характерного экзерсиса (вторая лежит на станке), но не является позицией.

Очень распространенными в народно-характерном танце положениями рук являются также следующие положения: руки, собранные перед грудью (пр., русские, украинские, венгерские танцы), положение одной руки на груди (пр., русские, украинские, цыганские, татарские танцы), положение рук, заведенных назад (пр., испанские танцы) и т.д. В целом же существует очень много самых разнообразных положений рук, которые пришли в характерный танец из танцев разных народностей. Однако все эти положения не являются позициями; позиций в характерном танце, как и в классическом, всего три.

Ргерагаtion (препарасьон) для руки в народно-характерном экзерсисе отличается от классического.

Исходное положение: ноги в не очень выворотной III позиции, левая рука лежит на палке, правая опущена вдоль корпуса, кисть свободная, голова направо.

Музыкальный размер: 2/4.

Затакт: “и” — “вздох” рукой из исходного положения.

“1” — рука подхватывается в I позицию, взгляд в кисть.

“и” — рука, начиная движение от пальцев, раскрывается на II позицию, голова следует за рукой.

“2” — рука закрывается на талию. Для этого она вся слегка приподнимается, затем верх руки остается на какое-то время неподвижным, а низ руки (от локтя до кисти) продолжает движение в направлении I позиции. Не доходя до нее, рука закрывается на талию. Голова, сопровождая ход руки, слегка приопускается и на

“и” — снова поднимается. Положение фиксируется.

Движения народно-характерного экзерсиса могут исполняться как с рукой на талии, так и с рукой во II позиции. Кроме того, рука может несколько раз открываться и закрываться в течение одной и той же комбинации. Го лова в характерном экзерсисе, как правило, всегда повернута в сторону (в отличие от классики).

В народно-характерном танце позиции ног те же, что в классическом, но к ним добавляется еще VI позиция.

Шестая позиция — ступни ног плотно соединены друг с другом, соприкасаясь своими внутренними ребрами (носок к носку, пятка к пятке). Тяжесть корпуса равномерно распределена на обеих ногах.

Основными позициями народно-характерного танца являются I, III, VI.

Большинство движений характерного экзерсиса исполняются по III позиции, II и IV позиции чаще всего встречаются в восточных танцах.

Классические позиции ног в народно-характерном танце не требуют полной выворотности, допускается более свободное положение ног, что позволяет еще больше разнообразить движения рук и корпуса. Кроме того, в некоторых движениях характерного танца ноги могут быть завернуты во внутрь (в невыворотное положение) или стоять параллельно друг другу по II, III, IV позициям. Все остальные положения ног, которых в характерном танце великое множество, рассматриваются как элементы танцев различных народностей и не являются позициями.

5. Основные движения народно-характерного танца.

Demi и grand plie (дэми и гран плие). В отличие от классического экзерсиса в характерном существуют два вида рliе: мягкое и резкое. Резкое рliе имеет два акцента (вниз и вверх) и может исполняться либо с одним из них, либо — с обоими. Резкое рliе совершенствует сгибательную и разгибательную функцию коленного сустава, рекомендуется исполнять его на разогретые ноги. Все виды рliе комбинируются между собой, рука сопровождает движение. Желательно первоначально исполнять рliе в русском и венгерском академическом характерах.

Battement tendu (батман тандю). В народно-характерном экзерсисе существует несколько разновидностей battement tendu. Все виды battement tendu (в том числе — классическое) развивают силу мышц ног, их эластичность, подвижность голеностопного сустава; кроме того, некоторые виды характерного battement tendu тренируют четырехглавые мышцы бедра, икроножные мышцы, связки коленного и голеностопного суставов. Общее отличие характерных battement tendu от классического заключается в том, что при их исполнении активно работают обе ноги, постоянно подменяя друг друга.

Battement tendu с переходом рабочей ноги с носка на каблук (и его раз новидности).

Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги, с tombe (томбэ) и с двойным ударом опорной ноги.

Battement tendu с выносом ноги на каблук.

Battement tendu с поворотом бедра.

Battement tendu с мазком полупальцев по полу.

Battement tendu jete (батман тандю жэтэ). Подобно battement tendu в характерном экзерсисе существуют несколько видов battement tendu jete (далее — b.t.j.) Они отличаются от классического b.t.j. одновременной активной работой обеих ног. В целом все виды b.t.j. развивают силу мышц ног, резкость движения ног, а также — их натянутость.

Battement tendu jete sample (сампль с фр. — простой): обычный вид b.t.j. (как в классике).

Battement tendu jete с рliе на опорной ноге.

Battement tendu jete с рliе и подъемом пятки опорной ноги.

Battement tendu jete на рliе с ударом пятки опорной ноги.

Battement tendu jete с подъемом на полупальцы опорной ноги.

Battement tendu jete с сокращением стопы.

Battement tendu jete с опусканием на каблук.

Сквозное battement tendu jete. Исполняется по принципу jete-passe (жэ тэ-пассэ) в классике.

Rond de jambe par terre и rond de pied (рон дэ жамб пар тэр и рон дэ пье; рiеd с фр. — стопа). В характерном танце существуют две разновидности rond par terre (круга по полу): rond de jambe (круг ногой) и rond de pied (круг стопой). Наличие второго вида объясняется спецификой народно-характерного танца, в котором встречается очень много движений с сокращенной стопой. При исполнении rond de pied стопа поочередно переходит из вытянутого положения в сокращенное и наоборот, то есть происходит двойная работа: и в тазобедренном суставе, и в голеностопном (причем нагрузка на голеностопный сустав возрастает).

Правила исполнения характерных rond par terre заметно отличаются от правил исполнения классических. Все виды rond par terre развивают подвижность тазобедренного и голеностопного суставов, однако при исполнении характерных rond de jambe и rond de pied нога еще более активно работает в тазобедренном суставе. Rond de jambe и rond de pied могут также исполняться: с кругом ногой в воздухе, со скачком на опорной ноге.

Подготовка к “веревочке” и “веревочка”. “Веревочка” — движение, которое часто встречается в русских, украинских, венгерских танцах. Как элемент этих танцев первоначально она проучивается в экзерсисе у станка. Но кроме того, подготовка к “веревочке” и сама “веревочка” являются также тренировочным элементом, развивающим сгибательный и разгибательный мышечный аппарат бедра и колена, выворотность ног и подвижность тазобедренного сустава. Рекомендуется первоначально проучивать это движение в венгерском академическом характере. В дальнейшем подготовка к “веревочке” усложняется и исполняется с прыжком на опорной ноге.

Battement fondu (батман фондю). В большей степени это тренировочное движение. Иногда встречается в сценических восточных танцах. Развивает координацию, силу ног, подвижность тазобедренного сустава, эластичность мышц. По технике исполнения отличается от классического fondu : прежде, чем открыться на воздух, рабочая нога в момент рliе на опорной как бы обкручивается вокруг нее на уровне cou-de-pied (ку-дэ-пье, с фр. — щиколотка), заворачиваясь из выворотного положения в невыворотное и обратно. Движение исполняется слитно и мягко; вырастание из demi plie должно происходить одновременно с приходом рабочей ноги на воздух на 45° (или на 90°).

— flic-flac со скачком на опорной ноге и tombe (томбэ);

— double-flic (дубль-флик) — двойной флик-фляк;

— flic-flac с поворотом стопы;

— “веер” из double-flic по 1/16 такта.

Battement developpe (батман дэвлёппэ). Движение развивает силу ног и шаг. Как элемент характерного танца battement developpe встречается в венгерских танцах, поэтому часто его называют венгерским батманом (исполняется всегда на рliе). В основе характерного battement developpe лежит классическая форма этого движения, однако в характерном экзерсисе есть несколько его разновидностей:

— плавное developpe (legato — легато). Исполняется по законам классиче ского developpe на рliе;

— отрывистое или резкое developpe (staccato — стаккато). Исполняется с резким рliе на опорной ноге;

Grand battement jete (гран батман жэтэ). Движение в большей степени тренировочное, хотя и используется в некоторых сценических танцах. Разрабатывает шаг, силу ног, подвижность тазобедренного сустава. В характерном экзерсисе имеется несколько видов grand battement jete однако в основе их всех лежит классическая форма этого движения.

Grand battement jete на целой стопе (как в классике).

Grand battement jete с рliе на опорной ноге. Одновременно с броском рабочей ноги происходит резкое рliе на опорной.

Grand battement jete с подъемом на полупальцы. В момент броска рабочей ноги опорная поднимается на полупальцы, затем обе ноги одновременно приходят в исходное положение.

Grand battement jete, не опускаясь с полупальцев. Одновременно с первым броском рабочей ноги опорная поднимается на полупальцы и не спускается с них в течение нескольких grand battement, затем обе ноги приходят в исходное положение. Можно на затакт подняться на полупальцы, исполнить несколько бросков рабочей ноги и отдельно спуститься с них.

Grand battement jete с увеличенным размахом. Исполняется только вперед и назад, заключает в себе четыре броска: при исполнении движения вперед первый бросок заканчивается на носок вперед, второй — в I позицию, третий — на носок назад, четвертый — в растяжку назад.

Перегибы корпуса и рогt dе bгаs (пор дэ бра, с фр. — нести руки). На основе этих движений составляется самостоятельная комбинация, которая исполняется в характере какой-либо народности в конце экзерсиса у станка. Как правило, в комбинацию включаются разнообразные наклоны и перегибы корпуса назад, вперед, в сторону, повороты корпуса в талии. Ноги могут стоять по любой выворотной или невыворотной позиции, на всей стопе или на полупальцах, колени могут быть вытянутыми или согнутыми. За палку можно держаться одной рукой или двумя, допускаются различные оттягивания от палки (боком или спиной). Кроме того, в комбинацию добавляются разнообразные позировки, рliе, растяжки, rond (ронды), переходы на колени, повороты. Эти движения развивают гибкость, пластичность корпуса и рук, танцевальность, музыкальность, выразительность, а также позволяют отдохнуть и восстановить силы в конце технически сложного и насыщенного экзерсиса.

Помимо перечисленных основных движений народно-характерного экзерсиса существует еще ряд специфических движений, которые являются элементами танцев различных народностей и которые также проучиваются у станка путем включения их в основные комбинации:

Pas tortille (па тортье, с фр. — зигзагообразный) — элемент венгерского академического танца. В то же время используется как тренировочное движение, совершенствующее технику работы стоп и развивающее подвижность тазобедренного сустава, координацию, силу ног. Имеет несколько видов:

1. Pas tortille одинарное слитное;

2. Pas tortille одинарное ударное;

З. Pas tortille с двойным поворотом стопы;

4. Pas tortille с двойным поворотом стопы ударное.

Подготовка к “штопору” и “штопор” — движение русского танца. Развивает подвижность корпуса в поясничном отделе, подвижность тазобедренного сустава, а также эластичность стопы.

“Качалка” — элемент русских, мексиканских, татарских, башкирских, матросских и других танцев. Развивает эластичность мышц ног, силу стопы, координацию. Первоначально проучивается подготовка к “качалке”.

1. Одинарный “голубец”.

З. Одинарный “голубец” в прыжке. Этот вид может исполняться с продвижением.

4. “Голубец” с двойным ударом в прыжке.

Одинарное и двойное заключение — элемент венгерских и польских

академических танцев. Может исполняться с поворотом на 180° и на 360°.

Ход руки “восьмерка” — элемент венгерских и польских академических танцев. Воспитывает руки, улучшает осанку.

Опускание на подъем — элемент венгерских и польских академических танцев. Вырабатывает силу ног. Может исполняться с поворотом на 180° и на 360°.

Кабриоль вытянутыми ногами на 450° — элемент польских, венгерских, украинских танцев. Развивает прыгучесть, силу ног, координацию. Первоначально проучивается лицом к палке.

Опускание на оба колена — элемент восточных, татарских, цыганских и других танцев. Исполняется по VI позиции, комбинируется с упражнениями для корпуса.

“Винт” — элемент восточных, латиноамериканских, кавказских, болгарских танцев. Исполняется по VI позиции на полупальцах, корпус en face. Движение непрерывное, одна нога подменяет другую, руки могут двигаться противоходом.

6. Рекомендации к применению народно-характерного танца

Народных движений существует бесчисленное множество. В экзерсисе у станка изучаются те из них, которые являются либо самыми распространенными, либо используются в танцах не одной, а нескольких народностей. В последнем случае к исполнению одного и того же движения в различных характерах добавляются нюансы, свойственные данному народу, такие как: положения рук, корпуса, повороты и наклоны головы, взгляд, даже мимика. Плюс к этому в танцах каждого народа существуют свои специфические движения. Поэтому народных движений в их общей массе так много, они настолько разнообразны, такую большую роль в народных танцах играют с виду незначительные детали (нюансы), что танец каждой отдельной народности заслуживает отдельного внимания. Наверное, поэтому до сих пор не выпущен всеобъемлющий учебник по народно-характерному танцу, в котором бы давалось подробное описание танцев если не всех народностей, то хотя бы самых распространенных. Поэтому тренеру (хореографу), работающему с гимнастками и желающему использовать в своих занятиях материал народно-характерного танца, либо же желающего грамотно поставить упражнение на народную музыку, можно порекомендовать следующие литературные источники:

1. А.В. Лопухов, А.В. Ширяев, А.И. Бочаров “Основы характерного танца”. — Л.- М.: Искусство, 1939.

2. Н.М. Стуколкина “Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца”.- М.: Всероссийское театральное общество, 1972.

4. Т.С. Ткаченко “Народные танцы”. — М.: Искусство, 1975.

5. Т.К. Барышникова “Азбука хореографии”. — СПб: Респекс Люкси, 1996.

6. К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер, Н. Толстая, Е. Фарманянц “Народно-сценический танец”. — М.: Искусство, 1976.

7. Е.Л. Васильева “Танец”. — М.: Искусство, 1968.

8. Т.С. Ткаченко “Работа с танцевальным коллективом”. — М.: Искусство, 1958.

9. Н.А. Белова, Р.Н. Терехина “Методика обучения танцевальным упражнениям”. — СПб: ГДОИФК, 1991.

Кроме того, при подготовке уроков народно-характерного содержания можно использовать видеозаписи концертов (репетиций, уроков) народных коллективов. Самым известным из них и обладающим самым большим количеством танцевального материала является Ансамбль народного танца Игоря Моисеева.

Хотелось бы сказать о некоторых физических особенностях упражнений народно-характерного танца. В отличие от классического танца в народно-характерном очень часто одновременно активно работают обе ноги. Кроме того, в народно-характерном танце много движений, исполняемых на присогнутых ногах, на скачках, подскоках, резких приседаниях, а также движений, исполняемых с ударами ног в пол. Поэтому упражнения народно-характерного танца несут в себе, прежде всего, большую нагрузку на ноги, что полезно для общего физического развития гимнасток, но вредно в соревновательный период, поскольку ноги “забиваются” и становятся тяжелыми. Таким образом, применять народно-характерный танец в занятиях с гимнастками рекомендуется в подготовительный и переходный периоды.

В настоящее время тренеры и хореографы часто используют элементы народно-характерного танца в соревновательных композициях гимнасток. Упражнения становятся яркими и выразительными. Умение создать образ и передать характер композиции отражается на артистической оценке судий, что говорит о высокой квалификации гимнасток.

Список основной литературы

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни