Казахский народный инструмент струнный

Советы
Содержание
  1. Казахские народные инструменты: названия
  2. Казахские народные духовые инструменты
  3. Сазсырнай
  4. Сыбызгы
  5. Керней
  6. Бугышак
  7. Казахские музыкальные инструменты: струнные
  8. Домбра
  9. Адырна
  10. Кобыз
  11. Шертер
  12. Жетыген
  13. Казахские ударные народные инструменты
  14. Дангыра
  15. Дауылпаз
  16. Шындауыл
  17. Язычковые и шумовые музыкальные инструменты казахов
  18. Асатаяк
  19. Конырау, или колокольчики
  20. Шанкобыз
  21. Поминальная волынка, туяктас и муиз-сырнай. Как выглядят забытые казахские музыкальные инструменты
  22. Домбра (домбыра)
  23. Строение домбры
  24. История происхождения
  25. Легенды
  26. Появление инструмента
  27. Строение инструмента, его современный вид
  28. Строй
  29. Использование домбры
  30. Казахские музыкальные инструменты
  31. Домбра
  32. Дабыл
  33. Кобыз
  34. Жетыген
  35. Шертер
  36. Сыбызгы
  37. Асатаяк
  38. Дангыра
  39. Сакпан
  40. Боргуй
  41. Зырылдауык
  42. Сазсырнай
  43. Вывод
  44. Домбра
  45. Содержание
  46. Домбра в казахской культуре
  47. История инструмента
  48. Домбыра — инструмент кюя
  49. Строение домбры
  50. Легенды о происхождении домбры
  51. Литература

Казахские народные инструменты: названия

Казахские народные инструменты — сазсырнай и сыбызгы, домбра и кобыз, дангыра и конырау — способны передать шум степи и горного водопада, суровость снежных бурь и весенний щебет птиц. О том, насколько казахи певучи, всегда сообщали путешественники, которых восхищали музыкальные инструменты степного народа.

Казахские народные духовые инструменты

Без музыки и инструментов для ее исполнения невозможно представить культуру народа. Они демонстрируют развитие духовности этноса, передают своеобразие его мировосприятия, религиозные представления.

Казахские национальные инструменты являются историческим наследием, раскрывают духовное богатство народа — его эстетический вкус, умения и таланты в воссоздании музыкальной гармонии.

Музыкальные инструменты служили не только для развлечений:

Казахские национальные украшения: названия, история

Согласно казахской легенде, однажды с небес лились божественные песни и спустились столь низко, что были услышаны казахами-кочевниками. Проникнув в их сердца, песни небес стали народными мотивами.

Музыкальное восприятие у казахов особенное. Возможно, действительно этот талант давным-давно даровали народу высшие силы. Реализовать его помогают музыкальные инструменты казахов, которые оживают в умелых пальцах музыкантов, открывают самое сокровенное, что таится в народной душе.

Казахские инструменты разнообразны, народ изобрел более двадцати их видов. Самые популярные из духовых такие:

Сазсырнай

Этот инструмент делали чабаны. Они смешивали глину с шерстью и придавали составу форму кулака или куриного яйца. Иногда музыкальный инструмент напоминал летящую птицу.

Чтобы извлекать мелодию, которая напоминала песню степного ветра, у основания вырезали до шести отверстий. Для декора использовали растительный орнамент.

Материальная культура казахов в ХV–XVIII веках

Сыбызгы

Этот инструмент также использовали пастухи. О нем известно следующее:

В Казахстане было два вида данного инструмента — западный (длинный и тонкий) и восточный вариант (конусоподобный, меньше по диаметру и длине).

Керней

Без этого духового инструмента не проходил ни один военный поход казахов. Его изготовляли из металла и применяли для различных сигналов. Кроме того, керней поддерживал дух воинов и вдохновлял их на победы.

Бугышак

Этот инструмент также кроме развлекательной имел и практическую функцию. Охотники применяли его как сигнальное средство. В изготовлении использовали рога и кости животных.

Ибрай Алтынсарин: биография литератора

Описанные духовые инструменты и сейчас пользуются спросом у фольклорно-этнографических ансамблей. Композиторы до сих пор пишут мелодии, которые на них играют.

Казахские музыкальные инструменты: струнные

Широко представлены в культуре казахов музыкальные устройства струнного типа. Среди этих следует особо отметить такие:

Домбра

Визиткой музыкальной культуры казахов стал именно этот инструмент щипкового типа. Домбра в давние времена была в каждой семье. Об этом инструменте знаем следующее:

С помощью этой музыки можно передать самые разнообразные чувства и эмоции: радостью и любовными переживаниями, грустью и нежностью полны мелодии, исполняемые на домбре.

Казахские национальные платья в современном стиле

Адырна

Древнейший инструмент, форма которого отображает воинственный нрав кочевников: инструмент похож на изогнутый лук. Играют на адырне так же, как на арфе: музыкант перебирает струны и создает мелодию.

Интересно, что корпус у инструмента деревянный и очень легкий, так как внутри пустой. Вместо струн используют кусочки специально выделанных кож, сухожилий, нити из верблюжьей шерсти.

Кобыз

Для изготовления этого струнного музыкального инструмента смычкового типа использовали кусок дерева, который изгибали так, чтобы получился своеобразный ковш.

С кобызом связано немало легенд:

Казахи, веря в тотемы, считали, что через эту музыку с ними разговаривают духи предков.

Бухар жырау: биография и творчество акына

Шертер

У этого музыкального инструмента тюркское и казахское происхождение. Внешне он схож с уменьшенной домброй. У шертера есть гриф, но нет ладов.

При изготовлении инструмента используют сырое дерево, которое изгибают, придают нужную форму и высушивают. Потом натягивают обработанную кожу. Струны делают из конских волос. Звучание у шертера сильное.

Жетыген

Современные народные оркестры любят и часто используют этот инструмент прямоугольной формы из дерева. Внешне он выглядит как гусли со струнами из конских волос.

Есть у казахов легенда, в которой раскрыта закономерность применения семи струн:

Царица Томирис: биография правительницы

Казахские струнные инструменты щипкового типа отображают лирическую душу народа. Они оригинальны по своему строению и способны издавать разнообразные звуков.

Казахские ударные народные инструменты

Особой миссией в культуре казахов были наделены ударные инструменты. Их применяли, чтобы отгонять злых духов, привлекать удачу. Воины всегда брали их с собой в битвы и походы.

С этой миссией справлялись такие известные нам и сегодня инструменты:

Дангыра

Генетически ее можно связать с бубном. У инструмента простая конструкция: обтянутый специальной кожей ободок из металла или дерева.

Удары получались глухими, а дополняло их дребезжание цепочек, размещенных с внутренней стороны обода. Использовалась дангыра как обрядовый инструмент.

Дауылпаз

У этих казахских литавр было несколько функций:

Суюнбай Аронулы: биография акына

Внешне это кольцо до 30 см в диаметре с ручкой, которое с двух сторон обтягивали кожей.

Шындауыл

Так у казахов назывался барабан. Он был главным оповестительным средством: его использовали для созыва на охоту, подачи сигнала о переезде на другие места.

В жизни казахов ударные инструменты играли важную роль. С помощью их громких звуков можно было организовывать и оповещать о важных событиях воинов и кочевников.

Язычковые и шумовые музыкальные инструменты казахов

Казыбек би: биография, достижения государственного деятеля

Этот вид инструментов отличается исключительными национальными чертами и свойствами. Их музыка как нельзя лучше передает все разнообразные звуков степи. Мелодичное звучание с легкостью сплетается в завершенные композиции.

Читайте также:  Как привести крольчиху в охоту народными методами

Многие из этих инструментов казахи наделяли магическими качествами. С древних времен до нас дошли:

Асатаяк

Был ритуальным орудием шаманов. Это посох делали из крепких пород дерева. На верхушке располагали пластины и резьба для украшения. Во время встряхивания эти детали бряцали. Асатаяк звучал таинственно и завораживающе.

Конырау, или колокольчики

Чтобы усилить звук, асатаяк также украшали колокольчики. В ХІХ веке шаманские посохи потеряли свое ритуальное предназначение, и кольца с конырау стали применять женщины, чтобы убаюкивать младенцев и развлекать детей.

Великие казахские бии и их роль в жизни казахов

Шанкобыз

Этот язычковый инструмент делали из дерева или костей животных:

Разнообразие музыкальных инструментов казахов — свидетельство своеобразия культуры народа, его духовных богатств. В них отражены религиозные взгляды, отношение кочевников к миром, который их окружал. Они показывают, насколько казахи были едины с природой, эмоциональны и чувствительны.

Сегодня казахские народные инструменты заняли почетные места в фольклорных ансамблях. Благодаря им рождаются уникальные композиции.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Поминальная волынка, туяктас и муиз-сырнай. Как выглядят забытые казахские музыкальные инструменты

16 декабря 2019, 08:40

Мало кто знает, что у казахского народа, кроме домбры и кобыза, есть еще более 35 видов музыкальных инструментов. TengriMIX предлагает взглянуть на наследие наших творческих предков.

Музей народных музыкальных инструментов имени Ыхласа в Алматы хранит 1300 экспонатов. Самый богатый фонд принадлежит казахскому народу. Здесь, по классификации музыковеда Болата Сарыбаева, шумовые (туяктас, зырылдаук, сакпан, шартылдауык, токылдак, конырау), ударные (дабыл, даулпаз, шундаул, шын), струнные (домбра, жетыген, кобыз), духовые (сырна, сыбызгы, керней, желбуаз) и язычковые (шанкобыз) инструменты.


Духовые инструменты


Шанкобыз

Прародителем казахских музыкальных инструментов считают кобыз, который связывают с именем Коркыт Ата. Легенда гласит, что в IX веке тюркский поэт-песенник смастерил его в поисках бессмертной жизни. Народ свято верит, что его игра обладала магической силой, спасающей от трудностей и даже от смерти.


Кобызы

В музее хранится старинный кобыз «Жарас баксы» XVΙII века. Так он назван в честь шамана. Инструмент до шестого колена передавался от отца к сыну. В 1942 году его потомок по имени Буралкы ушел на войну и не вернулся. Святое наследие попало в руки следующего поколения – Бердибеку, после него Бижану Култасову. Житель Жамбылской области Бижан в 1983 году специально приехал в Алматы и передал кобыз предков музею. Инструмент сделан из абрикосового дерева, на деку натянута кожа верблюда, а струны из гривы лошади.


Кобыз Жарас баксы


Домбры

На первый взгляд самому простому инструменту оказалось больше двух веков, на нем в 1840-е годы играл батыр Махамбет Утемисов. Еще можно полюбоваться оригиналами домбры и других великих акынов, таких как Биржан-сал, Акан Сери, Мырзабек Байжанов, Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов, Ахмет Жубанов, Нургиса Тлендиев.


Домбра Махамбета Утемисова

По ее словам, в древности многие казахские музыкальные инструменты изготавливались из натуральных материалов, в основном из животных и растений. Если тетива кобыза делалась из конского волоса, то струны домбры из кишок.


Сазсырнай и дунгиршек


Сазсырнай и ускирик


Желбуаз

Некоторые народные казахские инструменты, а также родственные им, можно услышать на Международном фестивале современной этнической музыки The Spirit of Tengri.

Казахская нация имеет богатую историю, интерес к народной музыке по-прежнему остается. И хорошо, что у современного поколения все еще есть возможность насладиться звуками настоящих инструментов.

Автор: Сахибам Садырова

Фото предоставлено Музеем народных инструментов имени Ыхласа

А звуки каких музыкальных инструментов нравятся вам?

Источник

Домбра (домбыра)

Домбра или домбыра – казахский музыкальный инструмент, относится к типу струнных, щипковых. Помимо казахов, считается народным инструментом крымских татар (ногайцев), калмыков.

Строение домбры

Домбыра состоит из следующих элементов:

Общий размер домбры колеблется, составляя 80-130 см.

История происхождения

История домбры уходит корнями в эпоху неолита. Учеными были обнаружены древние наскальные рисунки, датированные этим периодом, с изображением очень похожего музыкального инструмента. Значит, можно считать доказанным факт: домбыра является древнейшим из струнных щипковых конструкций. Ее возраст – несколько тысячелетий.

Установлено, что двухструнные музыкальные инструменты были распространены среди саксов-кочевников примерно 2 000 лет назад. Примерно в это же время подобные домбре модели пользовались популярностью у кочевых племен, проживающих на территории нынешнего Казахстана.

Постепенно инструмент распространился по всему евразийскому континенту. Славянские народы упростили первоначальное название до «домры». Отличие домры от казахской «родственницы» – маленький размер (максимум 60 см), в остальном «сестры» выглядят практически одинаково.

Сегодня домбыра – почитаемый национальный инструмент Казахстана. Здесь с 2018 года введен праздник – День домбры (дата – первое воскресенье июля).

Интересный факт: ближайшей родственницей казахской певунье приходится русская балалайка.

Легенды

Существует несколько легенд, рассказывающих о происхождении домбры.

Появление инструмента

Сразу 2 древние истории повествуют о возникновении домбыры:

Строение инструмента, его современный вид

Есть и легенда, объясняющая, почему у домбыры всего 2 струны. Первоначальное устройство, согласно сказанию, предполагало наличие 5-ти струн. Отверстия посередине не было.

Храбрый джигит влюбился в дочь хана. Отец невесты попросил претендента доказать любовь к девушке. Парень появился в шатре хана с домбырой, стал играть проникновенные мелодии. Начало было лиричным, но затем джигит исполнил песню о жадности и жестокости хана. Разозленный правитель в отместку вылил на корпус инструмента горячий свинец: так 3 струны из 5 были уничтожены, посередине появилось резонаторное отверстие.

Один из рассказов объясняет возникновение порожка. Согласно ему, богатырь, возвращаясь домой, заскучал, смастерил домбыру. Струнами стал конский волос. Но инструмент молчал. Ночью воина разбудили чарующие звуки: домбра играла самостоятельно. Оказалось, причина – порожек, появившийся в точке соединения головки и грифа.

Классическая казахская домбра – это двухструнная модель со стандартными размерами корпуса и грифа. Однако, для расширения возможностей звучания, создаются другие разновидности:

Строй

Диапазон домбыры составляет 2 полные октавы. Строй может быть квантовым или квинтовым.

Читайте также:  Какие волшебные превращения происходят в русской народной сказке кулик

Настройка зависит от характера музыкального произведения. Низкий строй удобен для игры и продления вибраций звука. Высокий требует больших усилий, но в этом случае мелодия звучит четче, звонче. Высокий строй подходит для подвижных произведений, исполнения мелизмов.

Для высоты строя важны характеристики струн: чем толще леска, тем ниже извлекаемые звуки.

Использование домбры

Струнные группы инструментов – наиболее почитаемы в Казахстане. Без певцов-акынов в древности не обходилось ни одно событие: свадьба, похороны, народные гуляния. Музыкальное сопровождение обязательно сопровождало эпические сказания, былины, легенды.

Современные мастера расширили сферу применения домбры: в 1934 году ее удалось реконструировать, создать новые оркестровые виды. Теперь древнейший инструмент планеты является полноправным членом оркестра.

Источник

Казахские музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты — часть культуры и истории любого народа, ведь с помощью музыки можно передать эмоции, чувства и настроение. В нашей стране тоже есть народные музыкальные инструменты.

Домбра



Когда мы вспоминаем казахские национальные музыкальные инструменты, на ум сразу приходит домбра. Это двухструнный щипковый инструмент, который имеет грушевидный корпус с длинным грифом.

Существуют две манеры игры на домбре: одни музыканты ударяют по струнам, а другие — пощипывают их.

Сегодня домбра — обязательный инструмент традиционных исполнителей и музыкантов. В первое воскресенье июля в Казахстане отмечается Национальный день домбры.

Дабыл



Дабыл — ударный казахский народный инструмент. Обтянут с двух сторон кожей и имеет ободок с ручкой.

У дабыла громкий звук, который использовали в древние времена для подачи сигналов. На инструменте обычно играли руками или нагайкой. В настоящее время есть два типа оркестровых дабылов: малый с деревянным корпусом и большой с медным корпусом.

Кобыз



Еще одно известное название казахских музыкальных инструментов — кобыз. Это смычковый инструмент с двумя струнами. Изготавливается из дерева в виде открытой чаши, вытянутой книзу. Снизу кобыз затягивается кожей. Струны делаются из конского волоса.

Кобыз издает густой бархатный звук, напоминающий голоса животных. В наше время используется музыкантами в ансамблях и оркестрах казахских народных инструментов.

Жетыген



Жетыген — казахский народный щипковый инструмент с семью струнами. Имеет прямоугольную форму, которую изготавливали из дерева. На струны нанизывались колки в виде асыков, с помощью которых можно настроить инструмент. Жетыген до сих пор используется в народных оркестрах и ансамблях.

Шертер



Шертер — древний казахский струнно-щипковый народный инструмент. Шертер имеет короткий гриф без ладов. Инструмент делали из дерева, придавая изогнутую форму, на корпус натягивали кожу и две струны из конского волоса.

Игра на шертер схожа с домброй, но с более сильным звучанием. Инструмент использовали как сопровождение для сказаний, легенд и песен.

Сыбызгы



Сыбызгы — казахский национальный музыкальный духовой инструмент, который похож на свирель. Сыбызгы делали из трубки тростника, где прорезали три отверстия.

В Казахстане есть две разновидности сыбызгы, связанные с разными исполнительскими традициями. На востоке сыбызгы имеет конусообразную, более короткую по длине и малую по диаметру форму, на западе — крупнее и длиннее.

Уран — казахский духовой музыкальный инструмент. Сделан из двух разных трубок, у которых по три отверстия. Духовой инструмент использовался воинами для подачи сигналов.

Асатаяк



Асатаяк — казахский и древнетюркский ударный инструмент. Напоминает жезл с орнаментом в высоту от 30 до 120 сантиметров. На его верхушке вешают колокольчики, дающие громкое звучание. Асатаяк применяли для шаманских обрядов. Считалось, что он отгонял злых духов.

Дангыра



Дангыра — древний казахский ударный народный инструмент. Похож на бубен. Дангыра имеет круглую форму, обтянут с одной стороны кожей. Внутри вешали металлические подвески и колечки. В основном дангыра применялся в обрядах.

Сакпан



Сакпан — народный музыкальный инструмент, имеющий своеобразное звучание. Это малоизвестный инструмент, напоминает трещотку. Деревянные дощечки бьются, издавая трескучий звук. Сакпан использовали чабаны в хозяйстве, гоняя скот.

Боргуй

Боргуй — еще один казахский национальный музыкальный инструмент. Входит в группу духовых инструментов.

Зырылдауык



Зырылдак — инструмент, который использовали во время ритуалов. Сделан из деревянной рукоятки с вертушкой, покрутив которую получаешь звук стрекотания и равномерный шум. Рукоятку украшали кожей и металлическими бляшками с узорами.

Сазсырнай



Сазсырнай — казахский народный духовой музыкальный инструмент. Изготавливался из глины с небольшими отверстиями. Инструмент напоминает куриное яйцо.

Звук из сазсырная издавался мягкий и теплый, напоминающий пение птиц и завывание ветра.

Вывод

Разновидность казахских национальных музыкальных инструментов говорит о богатой культуре нашего народа. Многие инструменты использовались не только для исполнения песен, но и были задействованы в предупреждающих случаях, ритуалах и хозяйстве.

Сегодня многие инструменты используются в музыкальных сферах, в том числе в оркестрах и в эстраде.

Источник

Домбра

Домбра´ (каз. домбыра ) — это музыкальный щипковый инструмент, который существует в культуре тюркских народов. Он считается народным инструментом у казахов.

Содержание

Домбра в казахской культуре

Домбра (каз. домбыра ) — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент.Также является народным инструментом у ногайцев. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.

Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту.

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и — музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.

Домбра есть не только у казахов. Этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов. В русской культуре есть схожий по форме инструмент домра, в таджикской культуре — Думрак, в узбекской культуре — Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в киргизской культуре — Комуз, в туркменской культуре — Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре — Думбыра, в ногайской культуре приазовья — Домбыра, в турецкой культуре — Саз. Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).

История инструмента

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайляу) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы, Казахстан. Как видно из рисунка, инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов — предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского, гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Кипчаки — потомки куманов. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толқындары (ertis tolqyndary — волны Иртыша), Мұңды Қыз (mundy kyz — печальная девушка), Тепен көк (tepen kok — рысь),Ақсақ қаз (aqsaq qaz — хромой гусь), Бозіңген (bozingen — светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja — одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (qulannyn tarpu’y — топот кулана), Көкейкесті (kokeikesti — глубокое переживание) и др.

Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.

В 2012 году была создана электродомбра. [2]

Домбыра — инструмент кюя

Для казахов кюй — больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев — кюйши, среди которых домбыристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбыре). В казахском народе говорят: настоящий казах это не сам казах, настоящий казах — домбра. При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента — домбры. Также надо пояснить, что слово казах означает свободный воин, независимый индивид, который, если и существует в группе, то только по своей доброй воле, при этом присоединяется к сообществу достойных и служит ему, защищает его, отдавая труд, жизнь, здоровье и умение без остатка, как бесстрашный человек — воин добытчик.

Строение домбры

Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Так, например, центрально-казахстанская домбра отличается плоским корпусом и на ней две жильные струны. Типичная, наиболее распространенная домбра с овальным корпусом, представлена на фотографии. Ниже даны названия составных частей домбыры.

Шанак — корпус домбры, выполняет роль усилителя звука.

Какпак — дека домбры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента — тембр.

Пружина — это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «der Bassbalken». В казахской домбре пружины раньше не было. Длина пружины скрипки предполагается в пределах от 250 до 270 мм — 295 мм. У домбры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длинной от 250—300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.

Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм.

Подставка — очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.

Струна — источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн. Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбры у стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

Легенды о происхождении домбры

О домбре и её происхождении существуют легенды:

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Литература

Эту литературу можно найти в Казахстане, г. Астана, Национальная Библиотека Республики Казахстан…

Источник

Читайте также:  Китайская народная сказка пелевин читать
Полезные советы и лайфхаки для жизни
Домбра
Домбыра

Домбра на почтовой марке Казахстана
Классификация